МБОУ "Нижнекулойская средняя школа"
д.Урусовская Верховажский муниципальный округ Вологодская область
  • Единая модель профориентационной деятельности (профориентационный минимум)

    С 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях Российской Федерации с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности. Министерством просвещения РФ разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    В соответствии Письмом Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" и приказом Департамента образования Вологодской области от 7 июля 2023 г. № 1306 «О перечне образовательных организаций – участников реализации профминимума в 2023-2024 учебном году на территории Вологодской области» в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" » с 1 сентября 2023 года реализуется Единая модель профессиональной ориентации (профориентационный минимум) на базе проекта «Билет в будущее» и в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    Что значит минимум?  Это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Министерством просвещения РФ, больше - можно.

    Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
    1. базовый (не менее 40 часов в учебный год),
    2. основной (не менее 60 часов в учебный год),
    3. продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

    Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

    1. профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

    2. урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального "окрашивания" уроков;

    3. внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

     4. воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);

     5. дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

     6. профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

     7. взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

    Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).

     Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.

    Цели и задачи Профориентационного минимума
    Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

    Задачи:

    *Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;

    *Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;

    *Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

    *Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;

    *Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;

    *Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.

    Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.

    Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

    Отдельная спецификация – для групп обучающихся с ОВЗ по возрастам.

    Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:

    *Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);

    *Основной уровень (не менее 60 часов);

    *Продвинутый уровень (не менее 80 часов).

    Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»

    Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
    Урочная деятельность

    Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

    Внеурочная деятелность

    Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

    Используемые материалы:

    Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
    Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
    Онлайн-уроки «Шоу профессий»

    Воспитательная работа

    Включает:   экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
    Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
    Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

    Дополнительное образование

    Выбор и посещение учащимися занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

    Профессиональное обучение

    Выбор и обучение по программам профессионального обучения.

    Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

    Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

    Взаимодействие с родителями /законными представителями/ учащихся

    В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

    Профильные предпрофессиональные классы

    Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

    Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.

    Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.

    Ответственное лицо за реализацию профминимума в МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" - Киселева Ольга Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
    Эл. почта: olga-kiseleva1968@mail.ru 
    Киселева Ольга Александровна.
    Заместитель директора по УВР, учитель биологии и географии
    Биология, Информатика, Музыка, Основы безопасности жизнедеятельности

    Документы

    Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 N 650 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17 августа 2023 г. N ДГ-1773/05 "О направлении информации"

    Письмо Министерства просвещения РФ и департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20 марта 2023 г. N 05-848«Методические рекомендации по реализации профессионального минимума в общеобразовательных организациях РФ"

    Обучающий курс по профориентации для родителей - сайт проекта «Билет в будущее»

    Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год

     Цели, задачи, направления и уровни реализации профессионального минимума можно изучить по ссылке https://bvbinfo.ru/profminimum

    Методические рекомендации

    Найдено: 4

    Документы уровня образовательной организации

    Полезные ссылки для учащихся и родителей /законных представителей/

    Новости

    О будущей профессии.
    18 октября 2023, 14:10

    В рамках реализации Плана профориентационной работы МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" сегодня в школе побывала выпускница 2018 года (после 9 класса), а сегодня студентка ЧГУ им. А.В.Луначарского Валерия Пятовская. Валерия поделилась со старшеклассниками о своей учебе, о занятиях во внеурочной деятельности, о студенческой жизни.
    Первые шаги в науку.
    19 октября 2023, 11:40

    Конечно же, можно сделать на уроках в школе. Сегодня тема урока в 9 классе по биологии была «Строение клетки». В ходе проведения лабораторной работы учащиеся рассмотрели на цифровых микроскопах микропрепараты растительных и животных клеток, в рабочих листах подписали органоиды клеток и сделали выводы о сходстве и различии растительных и животных клеток. Урок прошел на базе "Точки Роста" и провела его Ольга Александровна Киселева. А вдруг в будущем кто-то из наших детей свяжет свою жизнь с биологией и микробиологией и работа с цифровыми микроскопами продолжится...
    О своей будущей профессии.
    31 октября 2023, 19:57

    Сегодня, 31 октября, учащиеся 6-11 классов в рамках реализации единой модели профориентационной деятельности проходили тестирование "Мой профессиональный выбор" на платформе "Билет в будущее".
    "Россия - мои горизонты".
    26 октября 2023, 13:30

    В рамках программы внеурочной деятельности "Россия- мои горизонты" восьмиклассники познакомились с профессией " Материаловед", посмотрели видеоролик, поиграли в игры "Верю- не верю" и "Собери пару".
    Профессии, связанные с промышленностью.
    19 октября 2023, 09:00

    В рамках внеурочного занятия "Россия - мои горизонты", шестиклассники на занятии с Ольгой Александровной Киселевой обсудили отрасли промышленности, поработали с картами отраслей и построили "промышленные цепочки".
    Мир профессий: какие специалисты работают с цифровыми технологиями.
    02 ноября 2023, 20:01

    Сегодня, 2 ноября, в классных коллективах прошло занятие по внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» по теме «Россия цифровая: узнаю достижения страны в цифровых технологиях". Знакомство с отраслью началось с просмотра видеоролика «Кто такой программист?» Также с помощью видеороликов учащиеся познакомились с профессиями «робототехник» и «цифровой лингвист» и узнали, какими навыками должны обладать специалисты данных профессий, побеседовали о применении искусственного интеллекта в различных сферах деятельности, заполняли «Карту цифровых технологий» и узнали, в каких отраслях промышленности используются цифровые технологии, специалисты каких профессий используют их и какими личными качествами они должны обладать. В конце занятия обсудили, кому подойдет работа в отрасли цифровых технологий: на какие предметы надо обратить особое внимание в школе, каковы цели и ценности, плюсы и минусы условий работы.
    В мире будущей профессии: в мире музыки.
    02 ноября 2023, 20:15

    Сегодня в гостях в нашей школе побывала студентка Вологодского колледжа искусств Житнухина Галина. Хотя она и не выпускница нашей школы, но в нашем селе живет ее бабушка Валентина Александровна, ее мама Ирина Валентиновна работает в нашей школе. Галина рассказала об учебном заведении, о специальностях подготовки, каких специалистов области музыки и кино готовит колледж искусств. Также она поделилась с ребятами о том, как она поступала этим летом в колледж, какие испытания ей пришлось пройти, чтобы стать студенткой. Ну и, конечно, сюрпризом для всех стала ее игра на флейте и исполнение ею народных песен нашей области! А во время большой перемены Галя провела с учащимися начальных классов народные игры и хороводы. Мы говорим Галинке "огромное спасибо" за такую интересную, эмоциональную встречу и уже ждем новой!!!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie